Кластер что это и и их виды

Кластер — что это (определение) и их виды

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Многозначные слова порой ставят в тупик, бывает нелегко определить, применимо то или иное слово в конкретной ситуации.

В этой статье мы рассмотрим значения понятия «кластер» в зависимости от сферы применения.

Кластер – это …

Для начала выясним, что обозначает слово в переводе с английского языка. «Cluster» — это «скопление, рой».

Если рассматривать шире, то кластер – это объединение каких-либо однородных элементов в единое целое. Кластер, как результат объединения, обретает новые уникальные свойства, дополнительно к тем, которые имеют элементы, из которых он состоит.

Далее проанализируем наиболее актуальные сферы применения этого понятия.

Кластеры в информатике и IT-технологиях

Информация записывается в памяти компьютера в дисковых секторах (ячейках). Кластер — это объединение секторов.

Если сектор = 512 байт, то кластер размером в 1 сектор = 512 байт, а кластер размером 4 килобайта состоит из 8 секторов. Соответственно, кластер на 64 килобайта состоит из 125 секторов.

Другой смысл вкладывается в понятие «кластер», если термин обозначает несколько компьютеров, связанных в единую локальную сеть.

Создание компьютерного кластера является способом увеличения производительности работы при решении какой-либо задачи. В этом случае кластер действует как единое целое и управляется как единая система.

Принято различать несколько видов высокопроизводительных компьютерных кластеров. Наиболее эффективные из них:

  1. НРС (High Performance Clusters) – такой кластер решает поставленную задачу посредством разбиения ее на несколько подзадач и выполнения этих подзадач параллельно друг другу;
  2. НАС (High Availability Clusters) – такой кластер «набирает мощность» с возрастанием числа компьютеров, соединенных в сеть.

Компьютерные кластеры используются для решения трудоемких задач, например, при моделировании каких-либо процессов.

Кластер в экономике

Объясню значение этого термина в экономической сфере на примере.

Допустим, на одной территории (например, в одном регионе) осуществляют свою деятельность несколько предприятий (что это?), которые являются обособленными друг от друга, но в то же время продукция каждого из них является сырьем (или комплектующими, составляющими) для других предприятий.

Следовательно, между всеми предприятиями существуют крепкие производственные связи, что, в свою очередь, укрепляет экономику в регионе в целом.

Таким образом, кластеры в экономическом аспекте являются успешным механизмом для развития регионов.

Например, доля кластеров в формировании ВВП (что это?) США составляет 61 %. В нашей стране этот показатель ниже в разы.

Основные характеристики кластера в экономике:

  1. наличие на ограниченной территории основных отраслей + достаточное количество трудовых ресурсов (что это?) для этих отраслей;
  2. развитие сопутствующей инфраструктуры (что это такое?);
  3. наличие технологических связей между компаниями кластера и, как следствие – их технологическая взаимозависимость.

Для России более привычна формулировка «Территориально-производственный комплекс» (ТПК). Но между кластерами и ТПК есть много различий:

  1. ТПК создается искусственным образом, а кластер формируется в зависимости от запросов рынка;
  2. ТПК организуется на территориях с имеющейся инфраструктурой, а кластеры – на развивающейся;
  3. Компании кластера нацелены на удовлетворение потребностей конечного потребителя, а ТПК – на создание промежуточного продукта.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в реалиях сегодняшних дней наиболее актуальной моделью функционирования экономических объектов на отдельных территориях являются кластеры.

Кластеры в астрономии

Скопление звезд, космической пыли и газа, связанные между собой гравитационными полями (силой притяжения), называются кластерами.

Эти скопления, кроме гравитации, связаны между собой единством происхождения и вектором движения в пространстве.

Если кластер звезд вращается вокруг единого центра, то такой кластер называется Галактикой.

Если кластер не имеет общего центра, то такой кластер классифицируется как открытый.

Галактики также объединяются в кластеры, их называют суперкластеры.

Ближайший к Млечному пути галактический кластер получил название Норма. Он находится на расстоянии 220 миллионов световых лет от Земли.

Совокупность всех звездных объектов, которые видимы с Земли, называются Метагалактикой.

Вселенная = Метагалактика + звездные объекты, невидимые с Земли.

Кластер в лингвистике

В задачи лингвистики в том числе входит систематизация существующих на планете языков. Согласно принятой схеме систематизации, существует 4 уровня. Перечислю их по восходящим ступеням иерархии:

Говор → диалект → наречие (язык) → язык (кластер)

Таким образом, кластер в лингвистике – это группа языков, имеющая большую степень схожести.

Например, как русский и белорусский языки. Они образуют русско-белорусский кластер в группе восточнославянских языков.

Прием кластер на уроке. Что это такое и как его использовать? Примеры

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Кластер как один из методов критического мышления

Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).

К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:

На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.

Прием кластера может применяться на любой из стадий.

  • На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
  • На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
  • На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Рекомендации по составлению кластера

Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.

Пример

В качестве примера приведем составление кластера на уроке обществознания при изучении темы «Монархия». В самом начале работы учащиеся высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу, предположения и ассоциации. Например: форма правления, власть, глава государства, царь, монарх, единовластие. Учитель фиксирует их на доске. Далее следует чтение параграфа из учебника. В ходе ознакомления с материалом (или по результату прочтения), схема дополняется новыми фактами. Учитель дописывает их, используя цветной мел. Итогом урока должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или неверности первоначальных суждений и обобщением полученной информации.

Достоинства и результаты применения приема

Применение кластера имеет следующие достоинства:

  • он позволяет охватить большой объем информации;
  • вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
  • дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

  • умение ставить вопросы;
  • выделять главное;
  • устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
  • переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
  • сравнивать и анализировать;
  • проводить аналогии.

Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Выводы. Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Кластер

Кластер (в общем смысле) – объедение нескольких однородных элементов в единую самостоятельную единицу, имеющую уникальные свойства. Понятие «кластер» применяется в разных отраслях – математике, музыке, сфере информационных технологий, астрономии, лингвистке, экономике.


Кластер в экономике – определенная группа компаний (финансово-кредитных учреждений, университетов), которые дополняют друг друга и усиливают конкурентные особенности одной отдельно взятой организации и кластера в целом. Особенность кластера – наличие здоровой конкуренции среди его участников, определенные связи в отношении комплектующих, сырья, товаров, услуг и так далее.

Кластер можно выделить по нескольким характерным признакам :

— родству технологий, применяемых в организациях, входящих в один кластер;
— максимальной географической приближенности друг к другу;
— активному применению инновационных технологий и участию в их разработке;
— общих чертах в сырьевой базе.

Кластер, как образование, имеет следующие цели :

— обеспечить эффективное прогнозирование и анализ в интересующей отрасли. Кластер представляет собой мощный объект для изучения;
— сформировать полноценную стратегию и поддержку развития региона, повысить конкурентоспособность, ускорить процессы создания инновационной продукции, увеличить уровень прибыли и занятость населения, поднять производительность.

Кластер: развитие, структура и особенности

В экономике понятие «кластер» появилось весьма недавно. Первым исследователем в данной отрасли был Альфред Маршал, которому удалось разработать подходы кластерной политики еще в конце 19 века, но в дальнейшем идею никто не подхватил. Понадобилось много времени, чтобы сформировать типы экологических районов и объединить их в единые «подгруппы».

При этом сам термин «кластер» является и вовсе молодым. Он появился лишь в начале 90-х годов прошлого века, благодаря деятельности Майкла Портера. При этом условно все кластеры можно разбить на несколько типов участников:

— основные субъекты. К таковым можно отнести различные виды компаний, начиная от самых мелких до настоящих гигантов;

— органы власти – субъекты местного, регионального или национального уровня. В эту же категорию можно отнести институты развития;

— инновационно-исследовательское формирования. Здесь речь идет об объединении в кластер целой группы образовательных учреждений (в том числе и крупных вузов), центров коммерциализации, инжиниронговых структур, исследовательских компаний и так далее;

— структуры, предлагающие смежные типы услуг. В основе такого кластера – консалтинговые компании, финансовые структуры и так далее.

В историческом формате кластер имеет промышленный тип. Первые подобные образования появились ближе к середине двадцатого века в Италии. Со временем вектор развития кластера начал смещаться в сторону инновационной деятельности. В частности, все больше внимания уделяется развитию промышленно-инновационному кластеру.

Главная отличительная особенность кластера от обычного промышленного региона с группой схожих предприятий – это не только конкуренция между собой, но и активное сотрудничество. Поиск решения происходит коллегиально, что ускоряет процесс создания новых технологий и способствует развитию науки в целом.

При этом сфера сотрудничества очень широка (речь идет о взаимодействии не только в научном плане). Внутри кластера могут коллегиально решаться вопросы инфраструктуры, проблемы подбора кадров, общие тенденции развития и так далее. В таких условиях на первые роли выходит структура взаимодействия, наличие стойких социальных связей между предприятиями, уровень доверия между ними.

С другой стороны внутри кластера может вестись борьба за лучшие кадры и рынок сбыта. Но при наличии активного сотрудничества все эти стремления направляются в одно русло, что позволяет эффективно подготовить рынок рабочей силы, обеспечить производство качественным сырьем, наладить обмен знаниями и так далее.

Чаще всего кластер – это сеть, которая может работать при наличии или отсутствии центрального звена. Функционирование может осуществляться в различных форматах – в виде оформленной официально структуры или же без какой-то одной управляющей организации и членства.

Кластер – это одна из самых благоприятных зон для начинающих предприятий, которые только начали свой путь развития. При этом ядром такого объедения все равно остаются крупные компании (одна или целая группа). Такие ситуации все чаще складываются в сфере ядерных технологий или автомобильной промышленности.

Классификация и виды кластеров

За годы существования кластеров появилось множество подходов к их классификации. Сегодня существует множество признаков, по которым те или иные компании объединяются в общие группы. Так, к основным параметрам можно отнести наличие капитала, географическое расположение, трудовой потенциал, объемы предоставляемых услуг, наличие специальных заведений, отраслевая принадлежность и так далее.

Если же исходить из общих принципов экономики, то кластеры можно разделить классифицировать по следующим признакам:

1. По характеру появления кластеры бывают:

— стихийно (спонтанно) сформированные. В этом случае специальные планы по объединению тех или иных компаний не строятся – все происходит естественным образом, на основе взаимных целей, единых интересов и сотрудничества;

— осознано. К такой категории относятся кластеры, которые создаются с определенной целью, а их сближение является спланированным, искусственным.

2. По природе все объединения можно разделить на реальные и ложные кластеры. К последним, как правило, относятся индустриальные районы, доминирующие фирмы и так далее.

3. По технологическим параметрам – интеллектуальные (инновационные), кустарные и индустриальные (производящие обычные товары) кластеры.

4. По способу образования можно выделить:

— кластеры с вертикальными связями в производственной сфере. В этом случае небольшие предприятия объединяются вокруг одной или сети крупных компаний. При этом в задачу последней входит регулирование основных процессов сбыта, поставки и производства продукции;

— кластеры с региональной формой. В этом случае имеют место региональные ограничения внутри схожих структур в промышленном и научном секторе деятельности;

— отраслевые кластеры. К таковым относятся компании, которые работают в различных сферах промышленности. К примеру, можно выделить «ядерный кластер», «фармацептический кластер» и так далее;

Каждый из кластеров имеет свои особенности:

1. Региональный кластер представляет собой объединение нескольких университетов, фирм или компаний, которые работают в одной отрасли и регионе. При этом формирование кластера происходит за счет кооперации участников и их конкуренции. Все компании «объединения» работают на основе партнерских отношений и для достижения общей цели. К основным характеристикам регионального кластера можно отнести открытость и совместности использование внешних ресурсов.

В свою очередь все региональные кластеры условно разделяются на несколько типов:

— сильные кластеры – характеризуются мощной конкуренцией и активным взаимодействием;
— устойчивые кластеры отличаются позитивной динамикой развития;
— потенциальные кластеры имеют неравномерную структуру и много слабых «звеньев»;
— латентные кластеры представляют собой объединение нескольких успешных компаний, которые еще далеки от формирования полноценного кластера.


2. Отраслевой кластер – это образование, в которое входят организации отраслевых и смежных компаний. Основой их взаимоотношений являются конкурентные и кооперационные связи. При этом конкурентные преимущества таких структур усиливаются, благодаря синергетическому эффекту – отраслевому взаимодействию.

Характерные черты такого кластера – объединение более мелких компаний вокруг одного крупного предприятия, корпорации. Часто такие модели характерны для тяжелой индустрии. Стоит отметить, что в отраслевых кластерах одним из главных направлений является внедрение инновационных технологий. При этом взаимосвязь между структурами может быть как вертикальной, так и горизонтальной. Одним из самых популярных отраслевых кластеров является компания Airbas.

Промышленный кластер основывается на базе конкуренции внутри какого-то одного сектора. В него входят различные лица, компании, источники ресурсов, объединяющиеся для изготовления товаров, продажи услуг и товаров. Чаще всего промышленный кластер не привязан к какой-то конкретной отрасли, может охватывать большой регион или даже страну. К примеру, в Финляндии есть целый лесопромышленный кластер, охватывающий группу отраслей – целлюлозно-бумажную, деревообрабатывающую и лесозаготовительную.

2. Понятие и виды кластеров

Кластер — группа компьютеров, объединённых высокоскоростными каналами связи и представляющая с точки зрения пользователя единый аппаратный ресурс.

Один из первых архитекторов кластерной технологии Грегори Пфистер (Gregory F. Pfister) дал кластеру следующее определение: «Кластер — это разновидность параллельной или распределённой системы, которая:

состоит из нескольких связанных между собой компьютеров; используется как единый, унифицированный компьютерный ресурс».

Обычно различают следующие основные виды кластеров:

— отказоустойчивые кластеры (High-availability clusters, HA, кластеры высокой доступности)

— кластеры с балансировкой нагрузки (Load balancing clusters)

— вычислительные кластеры (Computing clusters)

2.1 Отказоустойчивые кластеры

Для обеспечения надежности и отказоустойчивости вычислительных систем применяется множество различных аппаратурных и программных решений. Например, в системе может дублироваться все подверженные отказам элементы — источники питания, процессоры, оперативная и внешняя память.

Избыточное число узлов, входящих в кластер, гарантирует предоставление сервиса в случае отказа одного или нескольких серверов. Типичное число узлов — два, это минимальное количество, приводящее к повышению доступности. Создано множество программных решений для построения такого рода кластеров (рисунок 1).

Рисунок 1 Отказоустойчивый кластер

2.2 Кластеры с балансировкой нагрузки

Принцип действия кластеров с балансировкой нагрузки строится на распределении запросов через один или несколько входных узлов, которые перенаправляют их на обработку в остальные, вычислительные узлы. Первоначальная цель такого кластера — производительность, однако, в них часто используются также и методы, повышающие надёжность. Подобные конструкции называются серверными фермами

Серверная ферма — это ассоциация серверов, соединенных сетью передачи данных и работающих как единое целое. Один из видов серверной фермы определяет метакомпьютерная обработка. Во всех случаях рассматриваемая ферма обеспечивает распределенную обработку данных. Она осуществляется в распределенной среде обработки данных.

Кластеры с балансировкой нагрузки внешне очень похожи на HA-кластеры, однако если LBC-кластеры автоматически являются и HA-кластерами, обеспечивая высокий уровень доступа, то обратное утверждение неверно и HA-кластеры не могут выступать в роли LBC.

Идея кластеров с балансировкой нагрузки очень проста. Если у нас имеется HA-кластер, узлы которого дублируют друг друга (разделяя общую внешнюю память), то почему бы не распределить поступающие запросы равномерно между всеми узлами кластера? Пользователь, заходящий на Web (например), автоматически перенаправляется на наименее загруженный узел, что позволяет всем узлам работать параллельно и легко масштабировать мощность кластера. Выход одного узла из строя не приведет к падению всей системы. Производительность кластера уменьшится, но функционировать система не перестанет.

Специально для этой цели DNS-сервера поддерживают технологию «Round robin DNS», связывающую с одним доменным именем список IP-адресов, соответствующих «своим» узлам кластера, которые перебираются в кольцевом порядке. Степень загрузки узлов при этом не учитывается, поскольку внешний DNS-сервер ничего не может знать о ней, однако внутренний маршрутизатор (которому, кстати говоря, достаточно всего одного IP) может собирать данные со счетчиков производительности, выбирая наименее загруженный узел кластера (рисунок 2).

Аналогичная технология используется для брандмауэров, установленных на магистральных каналах, антивирусов, спам-фильтров и многих других задач.

Единственной операционной системой, поддерживающей кластеризацию с балансировкой нагрузки, была и остается OpenBSD с установкой специального программного обеспечения (http://www.openbsd.org/cgi-bin/cvsweb/src/usr.sbin/relayd/), все остальные требуют аппаратной поддержки со стороны маршрутизаторов, что впрочем не является проблемой, поскольку все крупные производители (3Com, Cisco) ее поддерживают.

Рисунок 2 Кластер с балансировкой нагрузки

Что такое кластер в изучении истории

Вопрос, что такое кластер, может возникнуть у родителей, которые обучались до того, как одной из ключевых задач школьного образования стало развитие критического мышления. Современные школьники привыкли работать с кластерами, умеют их составлять и анализировать. Особенно на уроках истории, которая, как ни одна другая наука, способствует развитию критического мышления. Расскажем подробнее о кластерах и их применении в обучении истории.

Кластер: что это означает

Кластер — это понятие, пришедшее из английского языка. В буквальном переводе оно означает ‘скопление’ или ‘рой’. Близкими по значению к слову «кластер» считаются:

Термин «кластер» используется:

  • в точных науках (математике, химии, информатике);
  • общественно-гуманитарных (социологии, лингвистике, истории);
  • искусстве (музыке) и ряде других отраслей знания.

В педагогике термином «кластер» обозначают один из способов графической организации информации. Его суть состоит в том, что в изучаемой информации определяются смысловые единицы. Они фиксируются как схемы, в которых имеются пояснения по поводу связей. В результате получается наглядное изображение, которое помогает систематизировать, обобщить и излагать изучаемый во время урока материал. Как синонимичные преподаватели используют понятия «карта-схема» или «карта понятий», а также «ассоциограмма».

Кластер — один из методов технологии развития критического мышления. Он формирует у учеников такие навыки:

  • умение грамотно формулировать вопросы;
  • работать с большими объемами информации и выделять в них основное;
  • способность выявлять логические и причинно-следственные связи;
  • умение делать умозаключения;
  • обобщать и делать переход от общего к частному и наоборот;
  • способность проводить параллели и находить аналогии;
  • умение анализировать части информации и сравнивать их между собой.

Освоив правила создания кластеров, ученики способны:

  • объяснить новый материал ясно, четко и доходчиво;
  • способны высказывать свою, отличную от учебника, интерпретацию информации;
  • могут сформировать собственные оценочные суждения и логические выводы из изученного материала;
  • владеют навыками ведения диалога и активного слушания;
  • вырабатывают уважительное отношение к точке зрения, которая отличается от их собственной.

Иными словами, школьники таким образом освоили основы критического мышления.

Применение кластерного метода на уроке имеет ряд преимуществ:

  • учитель может работать с большим объемом материала, не утомляя учащихся;
  • в процесс обучения включены все ученики, и он им интересен;
  • ученики заинтересованы высказывать свою точку зрения;
  • способствует выработке навыков творчески мыслить.

Для успешного применения метода учитель должен соблюдать ряд принципов:

  • Выбрать ту графическую модель, на основе которой будет создан кластер.
  • В центре необходимо поместить ключевой термин, понятие, идею, мысль.
  • Важные смысловые единицы с основным термином должны соединяться прямыми линиями.
  • Возле крупных смысловых единиц располагаются менее значительные, но необходимые для полноценного раскрытия темы.
  • В качестве ключевого понятия могут быть использованы: слово, сочетание слов, факты, даты, образы и так далее.

Кластеры по изучаемой теме могут быть созданы в результате групповой работы. Тогда учитель руководит созданием кластера на классной доске. Ученики могут поработать над созданием кластеров в малых группах и отобразить результаты на отдельных листках. Наконец, каждый ученик может разработать кластер индивидуально в рабочей тетради. Различные элементы кластеров целесообразно выделять разными цветами.

При коллективной работе с кластером записываются абсолютно все ассоциации до тех пор, пока у учеников не закончатся идеи. Лишь после этого вносятся изменения и производится перегруппировка понятий.

Специалисты предлагают учителям, использующим метод, следующий алгоритм:

  • Оценить учебный материал и определить, насколько целесообразно при его изучении составлять кластер.
  • Рассказать ученикам, в чем суть метода, привести собственный пример и попросить их его проанализировать.
  • Предложить классу улучшить приведенный пример.
  • Приступить к созданию нового кластера, помогая на первом этапе выделять смысловые единицы.

Что такое кластер в истории: примеры, виды

Кластеры на уроках истории могут быть различных видов. Основными из них считаются:

  • Классический кластер.

Классический кластер строится вокруг ключевого понятия или темы. Например, учитель предлагает тему «Греко-персидские войны» и дает задание ученикам выделить слова и словосочетания, которые позволят рассказать об историческом событии.

  • Бумажный кластер.

Для составления кластера учитель раздает ученикам карточки, на которых написаны слова или отрывки текста и предлагает ключевое понятие.

Задача учеников — расположить полученные карточки вокруг него, чтобы получилась осмысленная схема. Например, к теме «Освободительная борьба казахского народа против Джунгарской агрессии» ученики должны расположить карточки с текстом по смысловым разделам: этапы, причины, ход, руководители и так далее.

  • Кластер с нумерованными словами.

Отлично подходит для проверки выполнения домашнего задания и на начальном этапе урока, когда необходимо актуализировать знания, которые уже имеются у учеников.

На первом этапе в результате мозгового штурма записываются все слова, которые касаются темы. Например, «Национально-освободительное движение в первой половине XIX века».

На следующем этапе работы учитель предлагает ученикам пронумеровать записанные слова в том порядке, в котором они будут встречаться при изложении темы.

И наконец, на завершающем этапе на основе пронумерованных слов ученики составляют связный рассказ.

  • Кластер с картинками.

Его еще называют арт-кластер. Идея состоит в том, что ученики получают картинки, относящиеся к теме. Их задача — расположить их вокруг ключевого понятия и обосновать, почему та или иная картинка должна находиться именно в этом месте.

Например, к теме «Этнические группы, проживающие в Казахстане» ученики получают картинки с изображениями различных народностей страны и образцами их материальной и духовной культуры.

  • Обратный кластер.

Учитель предлагает ученикам кластер, в котором названы второстепенные понятия. Задача учеников — проанализировать их и вывести основные и ключевое понятие.

Подобный вид работы применяют и при изложении темы, которую ученики должны назвать самостоятельно. Например, в кластере присутствуют понятия «диаспора», «страны СНГ», «историческая родина», «Всемирный курултай казахов». На основе изучения и анализа ученики должны определить, что все они относятся к теме «Казахская диаспора».

  • Групповой кластер.

Учитель называет тему и предлагает ученикам поработать в группах. Каждая из групп создает кластер по одному из разделов темы.

На следующем этапе урока полученные кластеры объединяются в один, чтобы составить схему к изучаемой теме. Например, ученики в группах выделяют ключевые понятия к разделам:

  1. Избирательная система.
  2. Развитие рыночных отношений.
  3. Казахстан и мировое сообщество.
  4. Культура независимого Казахстана.

Из понятий получается наглядная схема к теме «Независимая Республика Казахстан».

Урок истории, построенный по технологии развития критического мышления, традиционно состоит из трех этапов.

На этапе вызова учитель совместно с учениками записывает все ассоциации, которые у них есть по теме. Таким образом стимулируется мотивация к изучению и познавательная деятельность.

На этапе осмысления ученики изучают материал самостоятельно или в группах и дополняют схему, полученную в начале урока.

На этапе рефлексии готовый кластер помогает систематизировать изученный на уроке материал.

Кластер — прекрасный инструмент развития критического мышления и самостоятельности учащихся, который применяется в современной школе.

Различные виды кластеров и их использование на уроках биологии и географии
статья по теме

Материал знакомит с понятием кластера — педагогической стратегии, которая позволяет ученикам свободно размышлять над какой-либо темой, дает доступ к собственным знаниям, пониманию и представлениям об определенной теме, а также развивает память и пространственное мышление. Представлены основные виды кластеров, правила их составления, последовательность действий при их составлении, а так же темы на которых возможно применение кластеров.

Скачать:

Вложение Размер
кластеры на уроках биологии и географии 138.22 КБ

Предварительный просмотр:

Различные видов кластеров

и их использование на уроках биологии и географии

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения — это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели — воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру

В разных методических источниках этот метод называется по-разному: «карта-понятий», «карта-схема», «опорный конспект».

Кластер – это педагогическая стратегия, которая позволяет ученикам свободно размышлять над какой-либо темой, дает доступ к собственным знаниям, пониманию или представлениям об определенной теме, а также развивает память и пространственное мышление. Его можно составлять индивидуально, в группах или всем классом. Кластер – может применяться на всех трех стадиях урока для изучения новой темы, закрепления, повторения и контроля.

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Правила очень простые .

  • В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы.
  • Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе.
  • Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.
  • Этот прием имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями».

Последовательность действий проста и логична:

1. В начале, посередине чистого листа (классной доски), документа, слайда написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

  • Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
  • Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
  • Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Существуют различные виды кластеров.

-кластер (гроздья) — бумажный кластер — кластер с нумерацией слов для составления рассказа — кластер с использованием отдельных или сюжетных картинок вместо записи слов -групповые кластеры с использованием в каждой группе разных фрагментов одной темы с целью составления коллективного рассказа — обратный кластер — грамматический кластер.

В начале урока учитель записывает в центре доски тему (ключевое слово) и просит учеников сделать запись в тетради, подумать и записать вокруг данного слова все, что приходит на ум в связи с этой темой. Через несколько минут можно предложить учащимся обменяться своими идеями в парах, затем поделиться ими со всем классом и записать их на доске.

Кластер («гроздья») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди.

На уроке биологии при изучении Опорно-двигательной системы, конкретно скелет человека, при изучении темы Кровеносная система, Внутренние воды России.

Бумажный кластер. Может служить средством развития навыков не только письменной речи, но и чтения . В таком случае ученики получают карточки с отдельными словами, предложениями или даже небольшим текстом на заданную тему. Нужно выбрать те слова, которые относятся к изучаемой теме. Читают их , располагают их, при необходимости приклеивают на лист в определенном порядке вокруг ключевого слова. Затем кластеры проверяются, обсуждаются и оцениваются – на усмотрение учителя. Подготовка бумажного кластера не обязательно должна стать задачей учителя. Эта работа может стать отличным домашним заданием для учащихся.

Кластер с нумерацией слов.

Подобный кластер целесообразно использовать в том случае, когда необходимо определить последовательность событий при составлении рассказа или устном изложении темы. Кластер с нумерацией слов составляется коллективно следующим образом: в центре доски записывается тема (ключевое слово), затем ученики называют все слова и словосочетания, которые приходят им на ум в связи с данной темой. Когда вся предлагаемая учениками лексика написана на доске, класс приступает к обсуждению последовательности событий в данном рассказе. Учитель помогает наводящими вопросами и вместе с учащимися проставляет номера очередности возле записанных на доске слов: рядом со словами, которые надо использовать в первом предложении, ставится номер 1, во втором – номер 2 и т. д. Рекомендация: чтобы ученикам было легче ориентироваться в кластере и не пропускать слова при составлении рассказа, можно писать цифры цветными мелками: все цифры 1 – одним цветом, цифры 2- другим и т. д.

Например: Урок в 8 классе, при проверке домашнего задания по теме «Строение организма человека». Составит рассказ «Уровни организации человека», уровни нумеруют цифрами.

Арт-кластер (кластер с картинками).

Кластер с использованием сюжетных картинок вместо записи слов – эффективный метод для изучения большой темы при работе с учениками 5 класса. Принцип построения тот же. В центре листа наклеивается картинка на определенную тему, вокруг которой ученики наклеивают или рисуют составляющие ее компоненты. Готовые картинки могут содержать только один предмет (вещь, живое существо, какой-либо цвет и т. д.) или целый сюжет (явления природы, занятия людей и т. д.)

Тема «Растения», «Фотосинтез» и т.д.

Например, тема «Овощной салат». В середине листа рисуется или наклеивается миска с салатом. Ученики должны выбрать из предложенных им картинок овощи и наклеить (нарисовать) их вокруг главной темы. Затем ученики по кластеру рассказывают, из чего сделан их салат. Какие витамины, необходимые человеку для здоровья, содержатся в данных овощах.

Данный вид кластера используется на стадии вызова для того, чтобы вызвать интерес у учащихся, их активизации и определения темы занятия или на других стадиях для лексической работы и как способ выделения основной мысли, сути содержания, идеи (на стадии рефлексии -как обобщение, резюме, подведения итогов) Составляется следующим образом: записываются дополнительные категории или основные компоненты, в центре ставится знак вопроса или оставляется пустая рамка для определения и записи ключевого слова, основной темы, предмета обсуждения. Например, на стадии вызова учитель показывает учащимся следующий кластер и просит назвать тему урока:

  • Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель.
  • Важен результат.
  • Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников.
  • Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок биологии и географии в 6 классе коррекционной школы 8 вида.Тема урока: Полезные ископаемые. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых России.Цели коррекционно-образовательные:1.

В виде мультимедийной презентации представлен многолетний опыт применения методики Шаталова на уроках биологии и географии, главными компонентами которой являются опорные сигналы и опорные консп.

В виде мультимедийной презентации представлен многолетний опыт применения методики Шаталова на уроках биологии и географии, где главными компонентами являются опорные сигналы и опорные конспекты. Опор.

Цели: 1) обобщить и систематизировать полученные знания обучающихся о материках, океанах, поясах освещённости земли, типах климата и сформировать представления о природе тропического пояса с исп.

Выступление учителей (Лихачева Н.С.,Попова С.В.)на районной методической конференции.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уро.

Использование различных видов кластеров для развития критического мышления на уроках биологии.

Виды кластеров

Существует немало классификаций кластеров в зависимости от разных признаков. Вот некоторые из них.

Первой из рассматриваемых классификаций является выделение двух основных категорий кластеров, сформированных по пространственной и функциональной осям: функционально-связанные системы, которые менее ограничены строго определенными регионами обычно относятся к промышленным кластерам, тогда как пространственные группировки подобных и связанных фирм и отраслей относятся к региональным кластерам.

Промышленный кластер фокусируется на конкуренции внутри сектора. Он состоит из всевозможных действующих лиц, ресурсов и видов деятельности, которые объединяются вместе для развития, производства и продажи разнообразных типов товаров и услуг. Промышленный кластер, как правило, пространственно не привязан к какой-либо урбанизированной области. В противоположность региональному кластеру, он обладает тенденцией иметь более широкие границы, возможно охватывая весь регион или страну.

Региональный кластер — это пространственная агломерация подобной и связанной экономической деятельности, формирующая основу местной среды, способствующая переливам знания и стимулирующая различные формы обучения и адаптации. Такие кластеры, обычно, состоят из малых и средних предприятий, и центральный элемент их успеха сосредоточен в силах социального капитала и географической близости. Другая их особенность состоит в том, что фирмы менее взаимосвязаны, чем в промышленных кластерах.

По мнению К.З.Адамовой кластеры рациональнее всего разделить на следующие типы [1 c.133]:

  • 1. «Маршаллианские» кластеры — кластеры, в которых мелкие фирмы в одной и той же отрасли используют экономию от масштаба благодаря совместному (вследствие компактного расположения) использованию общих ресурсов. Типично для обувной промышленности Италии, швейных производств Турции, Индии. В настоящее время реализуется программа по формированию подобного сельскохозяйственно-пищевого кластера в Грузии.
  • 2. «Ступицы и спицы» (hub-and-spoke) или «радиальные» кластеры. Такие кластеры создаются крупными сборочными предприятиями автомобильной и электронной отраслей промышленности (как, например, в Детройте или Северной Италии). Ключевая черта подобных кластеров состоит в том, что крупная фирма (одна или несколько) выполняет роль «центра», «корневого бизнеса» для региональной экономики. При этом взаимоотношения между «центром» и прочими компонентами кластера могут быть и жесткими, и слабыми. Связи обычно носят иерархический характер, с выраженно доминирующим «центром». Основой механизма существования подобных кластеров является применение субконтрактации и аутсорсинга.
  • 3. «Спутниковый» кластер представляет собой совокупность компаний, ориентированных на поставку товаров, услуг и работ предприятию, внешнему по отношению к кластеру. Такой тип кластеров часто возникает в результате успешной политики привлечения в регион иностранных инвестиций (перемещение производства комплектующих). Фирмы в таких кластерах относительно независимы как от других производителей в той же технологической цепочке, так и от конкурентов в регионе. В то же время конкуренция между «спутниками» ограничена, в том числе и потому, что они зачастую производят различные виды продукции.
  • 4. «Прикованный к государству» кластер (англ. state anchored cluster) — кластер, в котором экономическая активность в регионе привязана к государственному предприятию, такому, как военная база, оборонный завод, университет, или органу государственного управления, связанного с государственным (оборонным) заказом.

Следующая классификация основана на принципе образования кластера и подразделяет последние на два основных типа.

К первому относятся технокластеры (techno clusters), ориентированные на высокие технологии и создаваемые на базе ведущих университетов и исследовательских центров (как научно-промышленный парк Hsinchu в сфере компьютерных технологий во всемирно известной Силиконовой Долине в Калифорнии). Это,т.н. кластеры «от ВУЗа».

Ко второму типу — кластеры, исторически сложившиеся на более традиционных (часто специфически отраслевых) видах деятельности и имеющие определенные преимущества именно за счет ноу-хау (historic knowhow-based clusters). Это кластеры «от предсприятия».

Ссылка на основную публикацию